Флористика была развита в Китае уже в раннее Средневековье. Китайцы относились к цветам с особым почтением. Множество произведений средневековой поэзии и литературы Нового времени посвящено цветам. В XVI в. китайский писатель Юань Чжунлан создал одно из самых известных произведений, посвященных цветам, – «Книгу цветов», где подробно описал флористические представления китайцев того времени, дал советы по размещению цветов в доме и в саду, рассказал о сочетании различных видов.
Китайцы выработали особые взгляды на составление букетов и самых разных цветочных композиций. Так, считалось, что букет должен быть не слишком пышным, не слишком скудным; оптимальный букет, по их мнению, состоял из трех цветков. Китайцы, как и японцы, старались избежать симметрии в композициях, а также излишней пестроты и в то же время однообразия. Гармоничным сочетанием считалось соблюдение порядка, единства стиля и легкости композиции. Слишком строго составленный букет, говорили китайские флористы, напоминает «цветник на кладбище».
В доме цветы следовало разместить так, чтобы сохранялись природная простота и естественность. Керамическую вазу (не расписную) с цветочной композицией полагалось ставить на столик из дерева, рядом с цветами не должно быть пышной мебели и инкрустированных столов. «Ставя цветы в вазу, думай о том, как им стоять: целеустремленными вверх или склоненными вниз; косо или прямо, редко или густо – тут во всем есть и глубокий смысл», – так говорил один из древнекитайских литераторов. Китайцы не курили рядом с цветами благовоний, считая это проявлением дурного вкуса, как добавление фруктов в чай.
Каждый цветок характеризовался с учетом формы, цвета, аромата. Цветок нарцисса считался самым воздушным, цветы камелии – грациозными и свежими, цветы волчьей ягоды – ароматными, цветы гибискуса – пышными, а цветы яблони сравнивались с игривой девушкой. Цветы волчьей ягоды присутствовали во многих композициях, символизируя своим фиолетовым цветом и густым ароматом мысли о чистоте и уединении.
Подлинная гармония достигалась в сочетании цветов сливы только с цветами магнолии и камелии, соседями для розовых пионов могли стать исключительно роза или ветка боярышника, а для белых – цветы мака или алтея. К цветкам граната подбирали пурпурный мирт и ноготки, к лотосу – туберозу и ветки с цветками горной волчьей ягоды. Спутником резеды считался гибискус, а хризантемы – бегония. В новогодней композиции к белому пиону добавляли нарциссы. Вообще самыми красивыми сочетаниями цветов считались красный с зеленым или красный с белым – символы чувственности и любовного влечения.
Китайцы полагали, что любование цветами должно происходить в подходящем месте и в подходящее время. Зимними цветами следовало любоваться после первого снега при ясном небе, в новолуние, в отдельном домике. Весенние цветы надлежало созерцать в прохладный солнечный день на террасе красивого дома или дворца. Летние цветы лучше всего выглядят после дождя, при свежем ветре, в тени большого дерева, в бамбуковой роще или на берегу бурной реки. Цветы осени следовало рассматривать в лучах закатного солнца в сгущающихся сумерках, близ ступеней крыльца или под сводом сплетенных лиан.
Особое внимание в Китае уделялось созданию садов. Вокруг дворцов закладывались огромные сады, вокруг небольших домиков – маленькие, но устроенные по всем правилам садоводства. Китайский сад, по выражению одного из древних поэтов, «собирает в себе дом и космос, порядок и волю, труд и досуг». Сады Китая отличались и до сих пор отличаются необыкновенным разнообразием, уникальностью. Устройство сада не подчинялось четким правилам, и каждый хозяин создавал настоящее произведение искусства. Главной целью создания сада в Китае было воссоздание мира в миниатюре, поэтому в саду должны были присутствовать все элементы природного мира – земля, вода, камни, цветы, деревья. Главное достоинство сада – естественность; китайцы, высаживая в саду деревья и цветы, оставляли заросшие травой дорожки, раскладывали камни. Даже ограда китайского сада должна была вписываться в окружающий ландшафт, служа и символическим, и эстетическим целям. Например, ограда белого цвета как бы создавала фон для цветочной композиции. В каждом китайском саду сажали сосну и бамбук; часто можно было встретить сливу и персик, ивы, тополя, магнолии. Сад дополняли декоративные цветы, в первую очередь пионы – «цари цветов». Сотни сортов пиона украшали сады и жилища китайцев. Лучшим сортом считался «танцующий львенок» с лепестками пастельных тонов. Второе место по распространенности занимали хризантемы, а среди них особенно ценились такие, у которых «цветы были подобны разноцветным перьям цапли». В садах Китая росли гортензии, розы, гиацинты, нарциссы, гранаты, орхидеи; пруды украшались лотосами.
Цветы в садах высаживали и на клумбах, и у воды, и в отдельных горшках, но не культивировались газоны: считалось, что пустое пространство не эстетично для взора.
В китайских садах устраивались уголки, предназначенные для посещения в разное время года. «Зимние» пейзажи составлялись из сосен и морозоустойчивых цветов; «весенние» пейзажи – из цветущей вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, нарциссов и фиалок; в «летних» уголках росли всевозможные летние цветы, а также дубы, платаны, буки; «осенний» уголок привлекал красотой мандариновых деревьев. Художественный язык сада по восприятию был сравним с поэзией, с живописью, с музыкой.
Китайские сады дополнялись камнями, каменными горками, прудиками и озерцами. Все архитектурные строения вписывались в планировку сада, а беленые стены становились таким же фоном для цветов и деревьев, как ограды. Сад и дом были неразрывны: в саду устраивались удобные беседки для чаепития, а в доме вдоль стен помещались высокие вазы с цветами. Этикет требовал, чтобы букет, поставленный в вазу, выглядел так, словно он изображен на картине. На фоне ширм с пейзажными картинами размещались карликовые деревья, декоративные деревянные фигурки.
Подлинным созданием китайского гения были миниатюрные сады, «сады на подносе». Лучшими считались те, которые можно поставить на небольшом столике. Сады попроще размещались во дворе. Сады создавались из карликовых деревьев, например, специально выращенных сосен или слив со скрюченными стволами и пышной кроной. Иногда на подносе выращивали несколько побегов бамбука, помещая их в сосуд с водой. Вокруг растений раскладывали камни, достигая гармонии во всех элементах миниатюрного сада. Эта культура перешла в Японию, где получила наименование «бонсай».
Источник: https://kartaslov.ru/книги/Матюхина_Ю_А_Флористика/2