Составление цветочных композиций — один из наиболее древних видов искусства Востока. Буддийские книги 735 г. содержат эскизы и описание цветов для украшения храмов.
В Японии с давних времен царил культ цветов, цветущие растения всегда у японцев связывались с чем-то прекрасным и возвышенным, со стремлением к лучшей жизни. В японском языке есть даже слово «ханами», обозначающее «получать наслаждение при взгляде на цветы». Мягкий климат Японии позволяет почти круглый год выращивать самые разные цветы и растения. В каждом японском доме непременно есть садик — «о-нива». Даже если площадь этого садика не более журнального столика, хозяева создают на нем настоящие произведения искусства из цветов, главным из которых является хризантема.
Японская флористическая традиция неразрывно связана с национальным искусством икебаны. «Икебана» переводится с японского как «искусство ставить цветы и ветви в сосуды для цветов» или «второе рождение цветов». Икебана как искусство аранжировки развилась много веков назад. По мнению японцев, мастера икебаны обладают хорошим вкусом, «абсолютным зрением», умением видеть красоту во всем окружающем, слышать музыку цветов. В настоящее время многие японские мастера икебаны так же, как и столетия назад, получают титулы «великого мастера» и имеют собственных учеников.
Первоначальная форма икебаны под названием «подношение цветов Будде» зародилась в VI в. вместе с распространением буддизма. Первые роскошные композиции приносили в храмы Будды в больших драгоценных вазах. Главное условие любой японской икебаны — асимметричность композиции.
Основой ранних икебан стали две ветки — символы света и тьмы, означающие противостояние Земли и Неба. Позже был добавлен и третий элемент, символизирующий человека.
В XIII в. икебана проникла в дома японской знати и стала светским искусством. На протяжении веков в Японии развивалось несколько школ икебаны, каждая из которых отражала влияние разных направлений буддизма. В настоящее время многие японские мастера икебаны так же, как и столетия назад, получают титулы «великого мастера» и имеют собственных учеников.
До XV в. в икебане преобладал классический стиль рикка («стоящие цветы»). Этот стиль был выработан школой Икенобо, существующей до сих пор. Композиции, выполненные в этом стиле, состояли из большого числа вертикально стоящих растений, не касающихся стенок сосуда (см. рисунок).
В рикке использовались ветки хвойных деревьев, побеги бамбука, которые требовали значительных физических усилий при составлении композиций. По этой причине первыми мастерами икебаны были мужчины. Стиль рикка популярен и сегодня, но его крупные композиции теперь используются исключительно в храмах или больших залах для торжественных приемов.
В XVI в. зародился другой японский стиль – тябана («икебана одного цветка»), трансформировавшийся из народного стиля нагеирэ («цветы, брошенные в воду»). В этом простом стиле композиции составляются только из одного или двух цветков и одного листа, поставленных в высокую вазу. Букеты, созданные в стиле тябана (например, собранные из одного бутона и веточек зелени), стали неотъемлемой частью традиционной японской чайной церемонии.
В начале XVIII в. на основе стилей тябана и нагеирэ появились композиции в стиле сейка (см. рисунок), сочетающем аристократизм первого и простоту второго. Композиции в стиле сейка отличаются легкостью, а три основные линии образуют асимметричный треугольник.
В конце XIX в., когда Япония прекратила изоляционистскую политику, икебане стали обучаться женщины. В 1897 г. на свет появился новый стиль морибана – композиции из растений в низких плоских сосудах, укрепленные с помощью специальных наколок. Для стиля морибана характерно такое расположение растений, при котором они поднимаются над водой и не касаются краев плоского сосуда благодаря закреплению веток. Морибана стала ведущим стилем школы Охара, филиалы которой сегодня существуют во многих странах мира. В рамках школы до сих пор развиваются два основных направления: морибана и хейка – композиции в высоких вазах с узким горлом.
В это время композиции разных японских стилей стали дополняться цветами, завезенными из Европы, – гвоздиками, тюльпанами, розами.
В 1926 г. под влиянием авангардистской живописи возникла новая школа икебаны – Согецу. Приверженцы этой школы использовали в своих композициях не только живые и сушеные цветы, но и искусственные растения, кору, коряги, а также камни, раковины, перья, бумагу и самые неожиданные предметы-аксессуары. Сегодня композиции, созданные в новом стиле, очень популярны в России, где уже на протяжении многих лет действуют филиалы школы Согецу. Основатель этой школы Софу Тесигахара в 1960-х гг. устроил в СССР выставку своих работ, используя для композиций цветы, сухие растения, ветки берез и подсолнухи.
После Второй мировой войны в Японии появился авангардистский стиль, тесно связанный с искусством западноевропейских абстракционистов. Автором этого стиля стал также Софу Тесигахара. Композиции больше напоминают скульптуры; авторы используют железо, стекло, камни, цепи, стволы деревьев, но вазы отсутствуют.
Традиционно в японском доме икебана ставится в специальной нише – токономе. Важное значение имеют подсветка и фон композиции. Выставки японских флористических шедевров чаще всего проходят в затемненных помещениях при искусственном освещении.
В настоящее время в Японии насчитывается около 3 тыс. школ икебаны, главные из которых – Охара, Согецу и Икенобо, которая придерживается античных стилей, особенно стиля сейко, и развивает три формы композиции – строгую, мягкую и свободную.
Бонсай (от японских слов «поднос» и «выращивать») – одно из направлений флористики в Японии, японский способ выращивания карликовых деревьев. Термин «бонсай» появился только в 1869 г., а само искусство насчитывает более 1,5 тыс. лет. Существуют пять традиционных способов получения таких деревьев: семенное размножение, прививка, размножение черенками, отводками, дичками. Придя из Китая много веков назад (впервые в конце XII в.), искусство выращивания садов на подносах было развито усилиями монахов годзан и быстро стало популярно сначала у знати, а позднее и среди военного сословия – самураев. На одной из иллюстраций в книге, относящейся к XIII в., представлен классический бонсай. На полке изображена каминная подставка в виде низкой вазы, покрытой черным лаком. На дне вазы – крупный песок и несколько камней, на которых растут сосна и японская слива умэ. Вокруг расположен низкий аир, подчеркивающий величие сосны, а на заднем плане стоит небольшая керамическая плошка с травой на камнях. В XVI в. в Японии появились заповеди бонсай: чувствительное сердце, чистая душа, недремлющее око, умение узнать возраст растений, умение видеть пейзаж вблизи, умение, не перемещаясь с места, «вступить» в грот, «без поисков и труда» увидеть берег моря, умение ценить вечернюю прохладу летом, сохраняться неиспорченным до старости. С этого времени бонсай окончательно закрепился в повседневной жизни японцев. В конце XIX в. политики превратили бонсай в предмет соперничества, собирая уникальные коллекции миниатюрных растений. В первые годы XX в. при императоре Мэйдзи бонсай стал цениться как национальное искусство. Из-за сильнейшего землетрясения в Токио в 1926 г. большинство растений бонсай были перевезены в город Омия, где японцы создали Деревню бонсай, существующую и сегодня. Согласно правилам жителей деревни, следовало: держать не менее 10 экземпляров бонсай, держать двери открытыми, не строить двухэтажные дома, огораживать дом только живой изгородью. Осенью 1927 г. прошла первая выставка бонсай, а затем композиции в этом стиле стали использоваться на самых разных праздничных церемониях. В 1934 г. Национальная выставка бонсай состоялась в Токийском музее изящных искусств, после чего бонсай стал быстро распространяться по всему миру. В бонсай предпочитают кедр, сосну, кипарис, вишню, клен, а вообще известно 15 типов карликовых деревьев. Многовековые крошечные деревца передаются в Японии и Китае по наследству в качестве семейной реликвии. Кроме классического бонсай в Японии существует также малоизвестный бонсай трав, появившийся в стране в XIII в. Травы должны подчеркивать могущество карликовых деревьев, даже если они посажены в отдельный контейнер. В бонсай трав существует правило: не сочетать родственные травянистые растения и деревья. Травы, составляющие вспомогательный бонсай, обычно ставят на плоской плетеной или деревянной подставке рядом с основным бонсай.
Долгое время в Японии бонсай занимались только мужчины после 40 лет. В настоящее время это искусство широко распространено среди всех слоев населения, как среди молодых, так среди старшего поколения.
В нашем интернет магазине Вы можете приобрести кензаны для создания икебан.
Источник: https://kartaslov.ru/книги/Матюхина_Ю_А_Флористика/2